Размер шрифта: A A A
Фон:
Обычная версия сайта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 303 г.о. Самара

Детские капризы: кто виноват и что делать?


 

Ребёнок — это зеркало нравственной жизни родителей.
В. А. Сухомлинский.

Ребёнку 2-4 года, он начинает очень бурно выражать свои эмоции, становится более требовательным, агрессивным, и тогда родитель говорит ему: «ты капризный ребёнок». У малыша незначительный порыв эмоций может перейти в истерику, которая проявляется в падениях на землю, швырянии предметов, игрушек, громкого крика, демонстративного плача.
У многих родителей, прочитав данное описание поведения ребёнка, и согласившись с ним, возникнет вопрос, почему мой малыш, который всегда был таким адекватным и уравновешенным, стал капризным?

Прежде чем начать разговор о детских капризах, о причинах их возникновения,
следует остановиться на некоторых особенностях развития детей, которые могут влиять на поведение малень¬кого ребёнка.
Своеобразие мыслительных функций, импульсивность, не¬достаточная способность к волевым усилиям, к самокон¬тролю, склонность к подражанию, стремление к само¬стоятельности, жажда открытий — всё это непременные спутники дошкольного детства. И если не принимать их во внимание, то трудно дать правильную оценку мо¬тивам тех или иных детских поступков.
Дети дошкольного возраста мыслят своеобразно. К. Д. Ушинский, известный русский педагог, например, указывал, что «для ребён¬ка не существует невозможного потому, что он не зна¬ет, что возможно, а что нет». Особенно это относится к самым маленьким. Малышу говорят: «Подожди до завтра» или «Пойдём в гости на следующей неделе». А он не понимает, почему обещанное нельзя выполнить немедленно, и настаивает, капризничает. Чтобы выполнить требование взрослого, ребёнок дол¬жен ясно представлять себе, что от него хотят. Поэтому указания, не являющиеся для детей конкретными, не дают желаемого результата.
Так что же такое каприз?

Внешне капризы выражаются в возбуждённом эмо¬циональном состоянии ребёнка, беспричинной смене же¬ланий, которые, с точки зрения взрослого, лишены смыс¬ла. Однако в капризах малышей есть своя внутренняя логика, это способ самовыражения: какого-то неудовольствия, возможно болевых ощущений, пренебрежения со стороны взрослого, двойственности в воспитании, и других травмирующих факторов. Взрослым необходимо понимать, что в данный момент времени ребёнок не нашёл другого способа обратить ваше внимание на своё желание кроме как выразить свои эмоции через детские капризы.
Склонность к капризам связана также с воз¬растными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребёнок, тем ярче у него выражены про-цессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.
Капризы и поведение, которое их сопровождает, также являются одним из моментов развития Центральной нервной системы (ЦНС). Ребёнок за период детства примеряет на себя как негативные, так и позитивные ситуации и выносит из них свой личный опыт. Он может демонстрировать поведение, которое родители не одобряют. Все это витки развития ЦНС, без которых в будущем невозможно получить яркую, динамичную, успешную личность. Задача родителя на данном этапе корректировать поведение своего малыша. Потому что если ребёнок будет по поводу и без повода устраивать истерики, капризничать и рассчитывать что он, таким образом, получит желаемое, то это приведёт к формированию эгоистичного, трудного в общении, малоуспешного в жизни человека с потребительским отношением к окружающим.
И всё-таки причины капризов и упрямства ребёнка заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном под¬ходе к нему. Поведение ребёнка — результат воспитания. Ребёнок проявляет готовность следовать указаниям тех, кого он любит, кому доверяет, кого считает справедливым, доб¬рым и строгим. Своеволие, упрямство, капризы свиде¬тельствуют о недостаточном авторитете взрослых. Своим постоянным плачем, он добива¬ется удовлетворения своих желаний, и взрослые неза¬медлительно выполняют их. Постепенно у малыша фор¬мируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.

Как же следует реагировать на такие проявления детских капризов
и что Вы можете сделать?

Прежде всего, научиться внешне спо¬койно относиться к крику ребёнка. Лучше в такой мо¬мент оставить его одного до тех пор, пока не пройдёт это состояние. Надо иметь в виду и то, что бурная сцена рассчита¬на ребёнком на зрителей и сочувствующих. Если же ма¬лыш постоянно будет убеждаться в том, что вопли ни¬чуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.

• Затем попытайтесь разобраться, в чём причина истерики. Может быть, ребёнок устал или плохо себя чувствует. Иногда истерика - единственный известный ребёнку способ сообщить о своей проблеме и снять напряжение.
• Будьте всегда последовательны: нельзя - значит нельзя. Это научит ребёнка самому важному: он не может получить то, что хочет, путём закатывания скандала.

• Постарайтесь отвлечь его. Для этой цели подойдет все что угодно: мультфильм, детская книжка, игрушка.

• Не спорьте с малышом, который в разгаре истерики всё равно ничего не понимает, а когда он успокоится, попробуйте серьёзно поговорить с ним о случившемся, объясните, что вам неприятно такое поведение и никаких положительных результатов оно не приносит.

Как избежать детских капризов:

1. Нет необходимости управлять своим ребёнком. Вы не должны чрезмерно вмешиваться в жизнь ребёнка. Родители могут радоваться и поддерживать малыша, когда у него что-то, получается, подбадривать, когда не всё гладко, верить в него. А когда ребёнок не может найти в себе силы для осуществления какого-либо замысла Вы должны вдохнуть в него веру в свои силы и помочь преодолеть трудности. И всё это должно идти от Вас только искренне и с любовью. Родители могут прислушиваться к пожеланиям своего малыша, но не всегда потакать его капризам.

2. Учитесь не давить на ребёнка. Не разговаривайте с ним в приказном тоне. Если Вы видите, что малыш оказывает сопротивление через негативизм, дайте ему время отойти от эмоций. Негативизм проявляется в том, что ребёнок отказывается выполнять просьбу взрослого не потому, что ему не хочется, а потому, что его об этом попросили. Иногда родитель может сам провоцировать негативизм у ребёнка, когда отдаёт ему строгий приказ «не трогай, я тебе сказала!!!».
Поэтому важно соблюдать желания ребёнка и родителей, уметь построить разговор с
малышом, таким образом, чтобы Ваше намерение совпадало с его желанием и наоборот.

3. Не стоит ругать и наказывать ребенка за проявления самостоятельности. Например, если малыш интересуется розетками необходимо не бить его по рукам, а объяснить, что это «запрещённая зона», играть здесь нельзя. Естественно, что его интерес сразу не иссякнет, а возможно будет подкреплён Вашим вниманием. Тут важна одинаковая политика и тактика родителей и ближайшего окружения.

Родители должны научиться доверять своему малышу.

4. Придерживайтесь единой политики в воспитании ребенка. Нельзя говорить «Да!», когда необходимо твёрдое «Нет!».

5. Малыш должен знать, что у него есть право выбора, но за последствия он отвечает сам.

6. Строгое воспитание, формирует сильную личность. Родитель должен понимать, что мягкость разрушает. Дети, в воспитании которых преобладали мягкость и податливость взрослых, предупредительность, готовность во всём потакать, часто демонстрируют поведение капризного ребёнка: они капризны, плаксивы, требовательны.

Детские капризы в 70% случаев это проявление дискомфортного эмоционального состояния малыша и в 30% случаев это действительно непослушание. Детские капризы это не диагноз и не устойчивое состояние ребенка, это временное явление.
Реагируйте на детские капризы спокойно, потому что они случаются со всеми детьми без исключения, а ваш гнев только усложнит и без того не простую ситуацию.