Размер шрифта: A A A
Фон:
Обычная версия сайта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 303 г.о. Самара

Рабочая программа инструктора по физической культуре


 

Рабочая программа инструктора по физической культуре
rp-instruktora.pdf

Аннотация к рабочей программе
annotaciya-rp-insr.fiz.kult..pdf СОДЕРЖАНИЕ

№ Наименование раздела Стр.
I. Целевой раздел программы 3
1.1 Обязательная часть.
3
1.1.1. Пояснительная записка . 3
1.1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. 3
1.1.3 Планируемые результаты освоения программы.
5
1.1.4 Педагогическая диагностика.
5
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений с детьми дошкольного возраста. 6
1.2.1. Цели и задачи реализации рабочей программы инструктора по физической культуре.
6
1.2.2. Принципы и подходы к формированию и реализации рабочей программы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО.
10
1.2.3. . Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста по выбранному направлению.
12
1.2.4. Планируемые результаты освоения программы на основе интеграции образовательных областей ФГОС ДО.
13
II. Содержательный раздел программы.
17
2.1 Обязательная часть 17
2.1.1. .. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания для детей ДОУ от трех до семи лет.
17
2.1.2. Содержание и организация образовательной деятельности.
18
2.1.3 Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.
28
2.1.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
29
III. Организационный раздел 30
3.1 Обязательная часть
30
3.1.1 Описание материально-технического обеспечения программы. Обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания детей ДОУ
30
3.1.2 Перспективное планирование
33

Рабочая программа Инструктора по физической культуре

I. Целевой раздел программы

1.1 Обязательная часть.
1.1.1 Пояснительная записка .
Рабочая программа по физическому развитию составлена на основе Основной образовательной программы, которая разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
• санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
• , международными актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами Учредителя и соответствующего государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования. МБ ДОУ детский сад № 303 «Мечта», осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:
• Документы международного права:
• Декларация прав ребѐнка-1959г.;
• Конвенция ООН о правах ребёнка – 1989г.
• Законы Российской Федерации:
• Конституция РФ;
• Семейный кодекс РФ;
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. N 2562;
• Устав МБДОУ Детский сад № 303 « Мечта»
• Родительский договор.

1.1.2.Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей 3– 4 лет
Дети растут, становятся выше и тоньше, у них совершенствуется координация движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Они способны овладеть всем спектром навыков активной деятельности, начиная от самых простых (кувыркание, футбол). Двигательные навыки у ребёнка данного возраста: переход от бега к ходьбе по сигналу, умеет держаться прямой линии при ходьбе, прыгает с места, встает из положения «лежа» не раскачиваясь, прыгает с нижней ступеньки (40 см), хлопает в ладоши и притопывает, бежит, ускоряя и замедляя темп, стоит на одной ноге, ходит на цыпочках, легко поворачивается боком, делает прыжки на одной ног, ловит брошенный мяч, легко поднимается с корточек. Ребёнок чередует бег с прыжками, стоит на одной ноге 10 сек., неуклюже подпрыгивает на одной ноге, чувствует ритм и умеет маршировать под счет или в такт музыке, поднимается по висячей лестнице, меняя ноги, перепрыгивает через препятствие (35 см), делает 3 прыжка вперед, удерживая равновесие, делает кувырки вперед. Ходит назад с носка на пятку, прыгает вперед 10 раз, не падая, бросает набивной мяч кому-либо на расстояние 1-2 м, ловит теннисный мяч с расстояния 1 м.
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
У детей 4-5 лет продолжают развиваться и совершенствоваться двигательные умения и навыки, дети учатся творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закрепляют умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учатся бегать легко и ритмично, энергично отталкиваясь носком. Дети учатся ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учатся энергично отталкиваться и правильно приземлятся в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. Учатся прыжкам через короткую скакалку. У детей закрепляется умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук. В этом возрасте дети учатся кататься на двухколесном велосипеде по прямой и по кругу. У детей развиваются психофизические качества: быстрота, гибкость, выносливость, ловкость. Учатся выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознано относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивается у детей организованность, самостоятельность, инициативность, творчество.
Возрастные особенности детей 5 -6 лет
У детей 5-6 лет совершенствуются двигательные умения и навыки. Развивается культура движений и телесная рефлексия. Развиваются психофизические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость. Формируется умение осознанно и творчески выполнять движения. У детей закрепляется умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры. Они учатся бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учатся лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учатся прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, правильно отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учатся сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Всесторонне развивается личность ребенка, формируются физические, умственные, нравственные, эстетические, духовные качества.
Возрастные особенности детей 6- 7 лет
У детей 6-7 лет формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Совершенствуется техника основных видов движений, появляется естественность, легкость, точность, выразительность их выполнения. Закрепляется умение соблюдать заданный темп при ходьбе и беге. Дети учатся сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Учатся перелазать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учатся перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. Также у детей развиваются психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Дети продолжают упражняться в статистическом и динамическом равновесии, развивают координацию движений и ориентировку в пространстве. Закрепляют навыки спортивных упражнений. Учатся самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвуют в уходе за ними. Продолжают учиться самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

1.1.3. Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• ребенок стремится к общению с взрослым и активно подражает им в движениях и действиях;
• ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
• ребенок стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
• у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• ребенок имеет представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы;
• ребенок знаком с упражнениями, укрепляющие различные органы и системы организма, имеет представление о необходимости закаливания;
• у ребенка наблюдается повышение выносливости к осуществлению динамической работы за счет упорядочения характера мышечной активности;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
• ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок может создавать условия для двигательной деятельности непосредственно в образовательной деятельности и в повседневной жизни, организовать не только собственную двигательную активность, но и подвижные игры, физические упражнения со сверстниками и с более младшими дошкольниками;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

1.1.4. Педагогическая диагностика
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
Оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
В целом образовательная работа с семьей, организаций и лиц, реализующих программу, должна быть направлена на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различиях в условиях жизни и индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

1.2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений с детьми дошкольного возраста.
1.2.1. Цели и задачи реализации рабочей программы инструктора по физической культуре.
Особое внимание уделяется оптимизации двигательной активности. Разнообразное содержание рабочей программы не сковывает инициативы и творчества педагога.
Цель реализации рабочей программы по физическому развитию дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
• создание условий для развития ребёнка открывающей возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цель рабочей программы: сформировать основы здорового образа жизни, направленные на укрепление здоровья.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• развитие выносливости, скорости движений, скорости реакции, ловкости, координационных способностей, гибкости;
• активизация двигательной активности детей во всех видах деятельности ДОУ;
• формирование у воспитанников жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями;
• создание условий для реализации двигательной активности;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• обеспечение физического и психического благополучия.
В рабочей программе подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя.
Значительное внимание в рабочей программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических упражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей.
Рабочая программа применяется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Занятия ведутся инструктором по физической культуре во всех возрастных группах – 2 раза в неделю в зале. Так же проводятся для всех возрастных групп недели здоровья (февраль, май), спортивные досуги и развлечения.
Физическое развитие предполагает такие направления в работе, как:
1.Создание условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ, которые можно реализовать через:
а) соблюдение режима;
б) построение развивающей среды.
2. Воспитательно-образовательная работа:
а) физкультурные занятия;
б) прогулки и походы;
в) праздники и досуги;
Продолжительность НОД:
в группах общеразвивающей направленности для воспитанников 3-4 лет по 15 минут;
в группах общеразвивающей направленности для воспитанников 4-5 лет по 20 минут;
в группах общеразвивающей направленности для воспитанников 5-6 лет по 25 мин;
в группах компенсирующей направленности для воспитанников 5-6 лет по 30 мин;
в группе общеразвивающей и компенсирующей направленности для воспитанников 6-7 лет по30 мин.
Образовательная деятельность по физической культуре делится на:
-игровую;
-сюжетную;
-тематическую (с одним видом физических упражнений);
-комплексную (с элементами развития речи, математики, конструирования);
-контрольно-диагностическую;
-учебно-тренирующего характера;
- физкульминутки;
-игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских
стихотворений, считалок;
-ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений;
-мероприятия групповые, межгрупповые:
- прогулки, экскурсии;
- физкультурные досуги;
- музыкальные досуги;
- спортивные праздники;
- соревнования;
- дни здоровья;
- тематические недели;
- тематические досуги;
- праздники;
- театрализованные представления;
- смотры и конкурсы.

Цель:
Решение общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья. Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей.
Задачи:
• формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
• охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно – гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи физического развития детей 3-4 лет.
Оздоровительные задачи:
1.Повышать приспособляемость органов и систем растущего организма;
2.Обеспечить пропорциональное развитие всех мышечных групп;
3.Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение предупреждающее развитие плоскостопия и искривления осанки.
Образовательные задачи:
1.Формировать правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
2.Развивать функцию равновесия, упражнять в передвижении по уменьшенной площади опоры, в сохранении равновесия после выполнения прыжков, в беге по естественным грунтам, содействовать развитию перекрёстной координации движений рук и ног при выполнении ходьбы;
3.Развивать у детей гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, силу, а так же равновесие и координацию движений;
4.Приучать детей к действию по плану, представленному двумя пунктами: приготовиться – выполнить.
Воспитательные задачи:
1.Поддерживать интерес и активность в использовании различных движений при решении игровых и практических задач;
2.Развивать у детей согласованность своих действий с движениями окружающих;
3.Вызывать желание принимать участие работоспособность в подготовке условий для выполнения двигательных действий.
Задачи физического развития детей 4-5 лет
Оздоровительные задачи:
1.Содействовать адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма;
2.Совершенствовать функции и закаливание организма детей;
3.Формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку.
Образовательные задачи:
1.Формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных двигательных действий и в сочетании, развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других;
2.Обеспечить осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений;
3.Давать знания о принципах названия различных способов выполнения ОВД;
4.Содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике;
5.Способствовать восприятию скоростно-силовых качеств, гибкости с применением специальных методических приёмов.
Воспитательные задачи:
1.Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;
2.Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
3.Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
4. Внедрение ГТО, подготовка детей к сдаче ГТО в подготовительной группе.
5.Формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной деятельности.
Задачи физического развития детей 5-6 лет
Оздоровительные задачи:
1.Формировать навыки сохранения правильной осанки, содействовать пропорциональному развитию всех групп мышц;
2.Повышать степень устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;
3.Приобщать детей к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
1.Обеспечивать освоение составных элементов основных движений , уделяя внимание согласованной работе всех частей тела;
2. Обогащать запас двигательных навыков за счет разучивания спортивных упражнений и элементов спортивных игр;
3.Формировать представление о своем теле, о способах сохранения своего здоровья;
4.Развивать умение сравнивать способы выполнения движений по показателям силы и скорости, оценивать целесообразность их применения в заданных условиях и объяснять свой выбор
5.Приучать анализировать качество выполнения физических упражнений, вычленять ведущие компоненты двигательного действия ,замечать ошибки и исправлять их;
6.Содействовать развитию общей и статической выносливости ,гибкости и скоростных способностей.
Воспитательные задачи:
1.Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;
2.Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
3.Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Задачи физического развития детей 6-7 лет
Оздоровительные задачи:
1.Повышать тренированность организма;
2.Развивать способность удерживать статические позы и
поддерживать правильное положение позвоночника в положении стоя и сидя;
3.Обеспечивать систематическую тренировку мелкой мускулатуры и тонких движений рук;
Образовательные
1.Приучать детей самостоятельно находить ошибки в выполнении знакомых движений и пути их исправления;
2.Побуждать детей к созданию различных вариантов выполнения ранее разученных движений и определять условия их применения;
3.Формировать умение менять характер движений в зависимости от содержания музыкального произведения;
4.Развивать выразительность двигательных действий;
5.Приучать детей использовать освоенные общие положения при выполнении движений в новых условиях (на прогулке за пределы участка детского сада), выбирать наиболее пригодный способ действий;
6.Содействовать развитию общей выносливости, быстроты, ловкости;
7.Побуждать детей применять знания о функционировании различных органов и систем для самоконтроля за выполнением физических упражнений и самооценки своего двигательного поведения или удержания поз.
Воспитательные задачи:
1.Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;
2.Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
3.Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

1.2.2. Принципы и подходы к формированию и реализации рабочей программы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО.
Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объёму. При разработке были учтены:
• концептуальные положения дошкольной педагогики психологии о формировании личности в процессе деятельности (А. И. Аршавский, С.Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А.П. Усова и др.);
• исследования в области теории и методики физического воспитания дошкольников (Ю.Ф. Змановский, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Л.И. Пензулаева, Т.И. Осокина, Е.Н. Вавилова, М.А. Рунова, Е.Н. Шишкина, С.Я. Лайзане);
• современные технологии оценки физической подготовленности и развития ребенка (М.А. Рунова, Н.А. Ноткина,С. О. Филиппова);
• современные педагогические и здоровьесберегающие технологии (М.Ю. Картушина, К.К.Утробина, Н. Ефименко, Е. Базарный, Е. Р. Железнова).
Технологической основой программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО является системно-деятельностный подход к общему развитию ребенка и организации образовательной среды. В систему деятельностного подхода входят следующие принципы:
• принцип психологической комфортности (взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи);
• принцип деятельности (создаются условия для самостоятельных детских открытий процессе двигательной деятельности);
• принцип целостности (у ребенка формируется целостное представление о мире, самом себе, своих физических возможностях, ценностях ЗОЖ);
• принцип минимакса (создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории физического развития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума);
• принцип творчества (образовательная деятельность ориентирована на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта двигательной деятельности);
• принцип вариативности (предоставление детям возможности выбора способа действия, материалов и атрибутов, видов двигательной активности);
• принцип непрерывности (образовательный процесс выстраивается с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, а также между дошкольным и начальным общим образованием).

Программа построена
• с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• с учетом региональных особенностей организации образовательного процесса;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания
• принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей
принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается комплексном решении задач физического и умственного, социально-нравственного и художественно-эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
• принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.
• принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физической культуре, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.
• принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередовании я нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий.
• принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах.

1.2.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста по выбранному направлению.
К концу года дети 3 - 4 лет могут:
Ходить прямо,не шаркая ногами, сохраняя заданное направление; выполнять задания: останавливаться, приседать, поворачиваться.
•Бегать, сохраняя равновесие, изменение направления, темп бега в соответствии с указанием.
•Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
•Ползать на четвереньках, лазать по лесенке стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
•Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее 40см. в длину.
•Катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м. Бросать мяч двумя руками от груди; из-за головы, ударять мяч об пол, бросать мяч вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстоянии не менее 5м.
•Уметь выполнять движения, проявляя творчество и фантазию.
К концу года дети 4-5 лет могут:
•Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
•Лазать по гимнастической стене, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
•Принимать правильное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстоянии не менее 70 см.
•Ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м.; принимать правильное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю не менее пяти раз подряд.
•Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
•Строиться в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу.
•Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
•Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
•Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность. Пластичность движений.
К концу года дети 5-6 лет могут:
•Ходить и бегать легко и ритмично, сохранять правильную осанку, направление и темп.
•Лазать по гимнастической стене, с изменением темпа.
•Прыгать в длину с места, с разбега, не менее 100 см., прыгать через скакалку.
•Метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-9м., в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м., бросать мяч верх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч о землю не менее 10 раз, владеть школой мяча.
•Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
•Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, в шеренге; выполнять повороты на право, налево, кругом.
•Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения, демонстрируя красоту и грациозность, выразительность и пластичность движений.
К концу года дети 6-7 лет могут:
•Выполнять правильно все основные виды движений.
•Прыгать в длину с места не менее 100см., с разбега 10см., в высоту 50см., прыгать через короткую и длинную скакалку.
•Перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с 4-5 м., метать предметы правой и левой рукой на 5-12 м., владеть школой мяча.
•Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично, в заданном темпе.
•Сохранять правильную осанку.
•Активно участвовать в играх с элементами спорта.
•Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

1.2.4.Планируемые результаты освоения программы на основе интеграции образовательных областей ФГОС ДО.
Планируемые промежуточные результаты освоения программы.
Промежуточные результаты освоения программы формулируются в соответствии с:
• Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения программы по направлениям физического развития детей.
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «физически развитый», «овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.
Владеет соответствующими возрасту основными движениями. Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры. Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
Интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками». У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
Образовательная область «Физическое развитие».
Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя. Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы. Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом. Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя рукамиот груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
К пятилетнему возрасту при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество - физически развитый, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками»
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.
Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь». Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
Интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).
Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, поласкает рот после еды).
Образовательная область «Физическое развитие»
Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет поворот переступанием, поднимается на горку.
Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.
К шести годам при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.
Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.
Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.
Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.
Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.
Интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу.
Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).
Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.
Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.
Образовательная область «Физическое развитие»
Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку.
Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м).
Владеет школой мяча.
Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами.
Умеет кататься на самокате.
Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.
К семи годам при успешном освоении программы достигается следующий уровень
развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «физически развитый, овладевший основными культурно-
гигиеническими навыками».
Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Усвоил основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, поласкает рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом, быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви).
Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
Образовательная область «Физическое развитие»
Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
Может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега—не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.
Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции. Следит за правильной осанкой.
Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).

II. Содержательный раздел программы.

2.1 Обязательная часть
2.1.1.. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания для детей ДОУ от трех до семи лет.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно -эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г, регистрационный № 28564).
Формирование рабочей программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
- Целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Психологическая защищённость ребёнка обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
- Развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;
• Креативность «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
• Овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

2.1.2. Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
В условиях детского сада реализуются следующие основные виды образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников;
- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
-формирование культурно-гигиенических навыков;
-формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ;
-приобщение детей к физической культуре.
Младший возраст
Забота о психическом и физическом здоровье детей
Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия
• Содействовать оптимизации эмоциональных отношений между родителями и детьми.
• Обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в группе детского сада, в котором ребенок чувствует себя защищенным и принимаемым педагогами.
• Создавать условия для охраны жизни и укрепления здоровья; создавать условия для укрепления иммунной системы организма, систематически проводить оздоровительные и закаливающие мероприятия.
• Создавать условия, стимулирующие двигательную активность детей; формировать и совершенствовать основные виды движений, способствовать формированию правильной осанки.
• Обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное и качественное питание, достаточное пребывание на воздухе; обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярно проветривать.
• повышении компетентности в вопросах охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.
Формирование культурно-гигиенических навыков
• Формировать культурно-гигиенические навыки; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде; воспитывать привычку следить за своим внешним видом.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
• Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения; поддерживать интерес к изучению себя, своих физических возможностей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; развивать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.
Приобщение к физической культуре
• Удовлетворять потребность детей в движении и развивать положительные эмоции, активность и самостоятельность.
• Знакомить детей с подвижными играми разной интенсивности, с разными видами основных движений.
• Развивать умение ходить и бегать свободно, естественно, согласовывая движения рук и ног; выполнять во время ходьбы двигательные задания: повернуться, присесть и остановиться.
• Развивать умение бегать, держа темп в соответствии с указанием педагога (медленно, быстро).
• Формировать умение сохранять правильную осанку в различных положениях: сидя, стоя, в движении.
• Развивать у детей чувство равновесия и ориентировку в пространстве. • Развивать навыки энергичного отталкивания двумя ногами и правильного приземления во время прыжков с высоты, на месте и с продвижением вперед.
• Развивать умение бросать и ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди; отталкивать предметы во время катания их.
• Закреплять умение ползать на четвереньках, толкая мяч головой, перелезать через препятствия, лазать по лесенке-стремянке и гимнастической стенке (высота 1,5 м).
Образовательная деятельность по физическому развитию детей проводится в форме занятий не менее трех раз в неделю, длительность одного занятия составляет не более 15 минут. Эта деятельность проводится в физкультурном зале и на свежем воздухе в игровой форме.
Примерный перечень упражнений
Основные движения
Упражнения в ходьбе и равновесии. Ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием колен; в колонне по одному, по два; в разных направлениях (врассыпную, по прямой, по кругу, змейкой). Ходьба по прямой дорожке (15-20 см), доске (длина 2-2,5 м, ширина 20 см), гимнастической скамейке, шнуру, бревну, ребристой доске, по наклонной доске (высота 30-35 см), сохраняя равновесие.
Упражнения в беге. Бег на носках, с одного края площадки до другой; в колонне по одному; в разных направлениях (по прямой, по кругу, змейкой, врассыпную). Бег с выполнением заданий: остановка, догнать и убежать от сверстника (в конце года). Бег в медленном темпе (в течение 50-60 сек), бег в быстром темпе (на растояние 10 м к концу года).
Упражнения в прыжках. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние 2-3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов. Прыжки в длину с места (не менее 40 см) на мягкое покрытие, вверх с места с доставанием подвешенных предметов.
Упражнения в катании, бросании, ловле. Катание мяча (шарика) друг другу, в определенном направлении, между предметами, под дугой (ширина 50-60 см). Бросание мяча вверх и ловля двумя руками; перебрасывание мяча друг другу; ловля мяча, брошенного воспитателем. Бросание предметов в горизонтальную цель двумя руками снизу (расстояние 1,5 м), от груди, правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени 1-1, 2 м).
Упражнения в ползанье, лазанье .Ползанье на четвереньках по прямой (не менее 6 м), между предметами, вокруг предметов, по скамейке, наклонной доске. Пролезание в обруч, под предметами (высотой 40 см); лазанье по лестнице (вертикальной, наклонной), перелезание через бревно.
Спортивные упражнения
Ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяной дорожке. Ходьба по ровной лыжне ступающим шагом, делая повороты на лыжах переступанием. Катание на санках друг друга; с невысокой горки; скольжение по ледяной дорожке с поддержкой воспитателя.
Подвижные игры
Игры с бегом: «Птичка и птенчики», «Найди свой цвет», «Найди свой домик», «Мыши и кот», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес».
Игры с прыжками: «С кочки на кочку», «По ровной дорожке», «Поймай комара», «Воробушки и кот», «Утята», «Кто дольше».
Игры с пролезанием и лазаньем: «Мыши в кладовой», «Наседка и цыплята», «Кролики», «Птицы и дождь», «Не задень колокольчик».
Игры с бросанием и ловлей: «Сбей кеглю», «Прокати мяч с горки», «Лови, бросай, упасть не давай», «Кто дальше бросит».
Игры на ориентировку в пространстве: «Угадай, кто кричит», «Кто хлопнул», «Найди, что спрятано», «Найди свое место».
Общеразвивающие упражнения: для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса; для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника; для развития и укрепления мышц брюшного пресса..
Дифференцированные игры для детей с высоким уровнем двигательной активности
Игры и упражнения на координацию: «Не замочи ножки», «Шагаем по дорожке», «Зайка», «Удержись!».
Игры и упражнения на ловкость: «За мячом с горки», «Не потеряй мяч», «Пролезь в обруч», «Поймай мяч», «Доползи до погремушки», «Возьми кеглю», «Доползи до флажка», «Ручеёк», «Через болото», «Подбрось повыше».
Игры и упражнения на внимание: «Стань первым», «Один – двое».
Игры и упражнения на внимание и координацию: «Не потеряй свой кубик».
Игры и упражнения на внимание и на ловкость: «Холодно – горячо».
Игры и упражнения на точность движений: «Мяч в кругу», «Мяч по дорожке», «Не потеряй ежика».
Дифференцированные игры для детей с низким уровнем двигательной активности
Игры и упражнения на быстроту реакции: «Топ-топ и прыг!», «Не боюсь!».
Игры и упражнения на быстроту движений: «Попрыгай как мячик», «Скорее на куб», «Догони обруч», «Топ-топ и прыг», «Не опоздай», «Прокати». мяч по коридору», «Быстрее прыгай», «Зайка», «Догони мяч», «Птички», «Толкни и догони», «Машина», «Догони меня».
Игры упражнения на координацию: «Не замочи ножки».
Игры и упражнения на ловкость: «Доползи и возьми», «Прокати мяч», «Доползи до кубика», «Пройди воротики», «Стрекоза», «Собери предметы одного цвета», «Мяч с горки», «Поймай комара», «Догони шарик».
Средняя группа (дети пятого года жизни)
Программные задачи.
Забота о психическом и физическом здоровье детей
Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия
Обеспечивать психологически комфортную развивающую среду.
Формировать позитивное отношение детей к себе, к другим и миру в целом.
Способствовать оптимизации эмоциональных отношений между родителями и детьми.
Соблюдать санитарно-гигиеническиенормы и правила.
Продолжить работу по осуществлению мероприятий, способствующих сохранению здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил организма.
Осуществлять контроль за формированием правильной осанки.
Обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное, качественное питание, достаточное пребывание на воздухе; обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярно проветривать.
Организовывать и проводить различные подвижные игры.
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью7-10минут.
Повышать компетентность родителей в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья детей.
Формирование культурно-гигиенических навыков
Закреплять потребность в чистоте и опрятности, воспитывать привычку следить за своим внешним видом.
Совершенствовать навыки самостоятельного и правильного приема пищи, умывания, подготовки ко сну.
Закреплять умения правильно пользоваться предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок), ухаживать за своими вещами.
Расширять диапазон деятельности детей по самообслуживанию (одеваться, раздеваться, полоскать рот после еды, пользоваться туалетом и др.).
Развивать умения переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения.
Обращать внимание детей на чистоту продуктов употребляемых в пищу, на необходимость мыть овощи и фрукты перед едой.
Обращать внимание детей на чистоту помещений, одежды, окружающих предметов.
Развивать навыки культурного поведения за столом.
Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни
Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.
Продолжить формировать представления о частях тела и органах чувств, их функциональном назначении для жизни и здоровья человека.
Расширять представления о важности для здоровья гигиенических и закаливающих процедур, соблюдения режима дня, физических упражнений, сна, пребывания на свежем воздухе.
Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
Формировать умение обращаться за помощью к взрослым при травме или плохом самочувствии, оказывать себе элементарную помощь при ушибах.
Приобщение к физической культуре
Развивать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной деятельности.
Обогащать двигательный опыт детей за счет усвоения основных видов движений и подвижных игр.
Совершенствовать разные виды ходьбы: обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Выполнять во время ходьбы вариативные упражнения (присесть, изменить положение рук и др.).
Развивать у детей умение бегать легко и ритмично.
Продолжать формировать правильную осанку во время выполнения разных упражнений.
Развивать умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте; в прыжках в длину и высоту с места, сочетая отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохраняя равновесие.
Развивать координацию во время ходьбы на лыжах скользящим шагом (на расстояние не более 500м), катания на двухколесном велосипеде.
Формировать умение ловить мяч, метать предметы, принимая правильное исходное положение.
Совершенствовать навыки ползания на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; пролезания в обруч, перелезания через различные препятствия; лазанья по гимнастической стенке.
Развивать осознанное отношение ребенка к выполнению правил подвижной игры.
Развивать у детей физические качества: быстроту, ловкость, координацию, гибкость, выносливость.
Учить самостоятельно выполнять правила подвижной игры без напоминания воспитателя.
В средней группе образовательная деятельность по физическому развитию детей проводится в форме занятий по подгруппам три раза в неделю, длительностью не более 20 минут. Эта деятельность проводится в физкультурном зале и на свежем воздухе в игровой форме. Зимой – игры и упражнения по обучению детей ходьбе на лыжах, в весенне-летний период года – обучение играм с элементами спорта и спортивным упражнениям. В теплое время года большинство игр и игровых упражнений рекомендуется планировать на воздухе.
Игровой метод остается основным при организации образовательной деятельности по физическому развитию детей.
Примерный перечень упражнений
Основные движения
Упражнения в ходьбе и равновесии. Ходьба на носках, на пятках, свысоким подниманием колен; ходьба мелким и широким шагом, приставным шагом (прямо, в сторону – направо и налево). Ходьба с изменением направления, на наружных сторонах стоп; со сменой ведущих, парами, в колонне; между линиями, по линиям, шнуру, по наклонной и прямой, ребристой доске, гимнастической скамейке, бревну, с перешагиванием через предметы, сохраняя правильную осанку.
Упражнения в беге. Бег на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в колонне и в разных направлениях (по кругу, змейкой и врассыпную). Непрерывный бег в медленном темпе (в течение 1- 1,5 мин). Бег со средней скоростью (на расстояние не более 60 м). Челночный бег (три раза по 10 м). Бег на скорость 30 м.
Упражнения в прыжках. Прыжки на месте на одной и двух ногах, с продвижением вперед, с поворотами: ноги вместе, ноги врозь. Прыжки через несколько линий, через предметы (высота предметов5-10см); прыжки с высоты(20-25см); прыжки в длину с места (не менее 70 см), через короткую скакалку (в конце года).
Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. Прокатывание мячей, обручей друг другу, между предметами. Бросание мяча друг другу разными способами (снизу, из-за головы) и ловля его; перебрасывание мяча двумя руками. Бросание мяча вверх, о землю (об пол) и ловля его двумя руками (4-5 раз). Отбивание мяча о землю правой и левой рукой (5 раз подряд). Метание предметов на дальность, в горизонтальную (с расстояния 2 м) и вертикальную (высота мишени 1,5 м) цель. Прокатывание набивных мячей (весом 0,5 кг).
Упражнения в ползанье, лазанье. Ползанье на четвереньках по прямой (расстояние не более 10 м), между предметами, по доске, скамейке. Ползанье на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясть руками. Ползанье через бревно, скамейку, обруч, другое нестандартное оборудование. Лазанье по гимнастической стенке с одного пролета на другой.
Спортивные упражнения
Передвижение на лыжах, санках, скольжение по ледяным дорожкам.
Ходьба на лыжах по лыжне скользящим шагом, выполняя повороты на месте перееступанием; подъем на склон ступающим шагом, ходьба по лыжне (не более 500 м). Скатывание на санках с горки, подъем на горку, торможение при спуске с нее. Скольжение по ледяной дорожке.
Плавание. Знакомство с правилами поведения на воде. Упражнения в воде: выполнение движений ногами, сидя в воде (вверх, вниз); погружение в воду до подбородка; опускание лица в воду; произвольное плавание.
Езда на трехколесном велосипеде. Езда на велосипеде по прямой дорожке с остановокой.
Подвижные игры
Игры с бегом: «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птички и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки».
Игры с прыжками: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается», «Кто лучше прыгает», «Из класса в класс (поезд, улитка, божья коровка, елка)».
Игры с ползаньем и лазаньем: «Пастух и стадо», «Перелет птиц»,
«Котята и щенята», «Змея».
Игры с бросанием и ловлей: «Подбрось и поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку», «Попади в обруч».
Игры на ориентировку в пространстве: «Найди, где спрятано»,
«Найди и промолчи», «Кто ушел», «Кто сказал "Мяу».
Общеразвивающие упражнения: упражнения для кистей рук, для развития и укрепления мышц плечевого пояса; для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника; для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
Дифференцированные игры для детей с высоким уровнем двигательной активности
Игры и упражнения на координацию: «Не упади», «Удержись», «Кружись, не упади», «Великаны и гномы», «Через болото».
Игры и упражнения на ловкость: «Пролезь в обруч», «Зайка», «Прокати мяч», «Не задень», «Попади в круг», «Ручеёк», «Кто дальше бросит мяч (снежок)», «Принеси игрушку», «На прогулку», «Перелезь через бревно».
Игры и упражнения на внимание и быстроту движений: “Стань первым”, «Найди себе пару».
Игры и упражнения на внимание и координацию: «Один – двое».
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве: «Вернись на место».
Игры и упражнения на координацию и ловкость: «Бабочки и лягушки», «Не звени, звоночек».
Игры и упражнения на развитие ловкости и точности движений:
«Лови – бросай», «Не замочи ножки», «Попади в воротики».
Игры и упражнения на внимание и ловкость: «Слушай сигнал».
Дифференцированные игры для детей с низким уровнем двигательной активности
Игры и упражнения на быстроту реакции: «Не боюсь!», «Долгий путь по лабиринту», «Мяч с горки», «Прокати мяч», «Волчек», «Быстро возьми и быстро положи предмет».
Игры и упражнения на быстроту движения: «Доползи и возьми предмет», «Не опоздай», «Прыжки из обруча в обруч», «Скорее в обруч», «Быстрее вверх!», «Бросай мяч», «Берегись-заморожу!», «Кто больше соберет предметов», «Юла», «Кто дальше», «Скорее в круг».
Игры и упражнения на ловкость: «Кто дальше прыгнет», «Поймай комара», «Дрессированные дельфины».
Игры и упражнения на координацию: «Прыгни – повернись».
Старший возраст
Программные задачи.
Забота о психическом и физическом здоровье детей
Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия
Обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в группе детского сада, в котором ребенок чувствует себя защищенным и принимаемым педагогами и детьми.
Содействовать укреплению эмоциональных связей между детьми и их родителям
Упражнять детей в умении находить положительные стороны во всех сферах жизни, применении правила «не думать и не говорить плохо о себе и других».
Организовывать разнообразную двигательную активность детей в разных формах (утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и др.).
Продолжить работу по осуществлению мероприятий, способствующих сохранению здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил организма.
Осуществлять контроль за формированием правильной осанки.
Обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное качественное питание, достаточное пребывание на воздухе; соблюдать оптимальный температурный режим в помещении.
Продолжать поддерживать родителей в самообразовании в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, в стремлении участвовать в педагогическом процессе и жизни детского сада в целом.
Формирование культурно-гигиенических навыков
Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических правил.
Продолжать совершенствовать навыки культурного поведения за столом.
Воспитывать привычку следить за своим внешним видом (чистотой тела, опрятностью одежды, прически).
Формирование начальных представлений детей о здоровом образе жизни
Формировать потребность в бережном отношении к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни.
Воспитывать потребность соблюдать правила здоровьесберегающего поведения.

Приобщение к физической культуре
•Расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений.
•Вызывать у детей стремление к выражению своих возможностей в процессе выполнения физических упражнений: правильно оценивать свои силы, мобилизовать их адекватно поставленным целям.
•Приступить к целенаправленному развитию физических качеств: скоростных, скоростно-силовых, силы, гибкости, выносливости.
• Развивать чувство равновесия, координацию движений, улучшать ориентировку в пространстве.
•Закреплять приобретенные ранее умения и навыки в процессе разных форм двигательной активности.
•Обучать элементам техники всех видов жизненно важных движений, спортивным играм и упражнениям.
•Развивать умение ходить и бегать в колонне по одному, по двое, с выполнением различных заданий педагога.
•Развивать у детей умение бегать с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, змейкой, врассыпную, с преодолением препятствий. Непрерывный бег не более 2 минут.
•Закреплять умение прыгать с высоты в обозначенное место (не более 30 см), прыгать в длину с места и с разбега, прыгать через короткую и длинную скакалку.
•Обучать бросанию мяча: вверх, об пол (о землю) и ловле его двумя руками, перебрасывать мяч из одной руки в другую, друг другу их разных исходных положений и построений, различными способами (снизу,из-заголовы, от груди). Закреплять умение метать предметы на дальность, в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния не более 4 м).
•Совершенствовать навыки ползания, перелезания через различные препятствия, лазанья по гимнастической стенке с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой.
•Осознанно и самостоятельно использовать определенный объем знаний и умений в различных условиях (в лесу, парке при выполнении двигательных заданий).
•Обогащать двигательный опыт детей и формировать у