Размер шрифта: A A A
Фон:
Обычная версия сайта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 303 г.о. Самара

Рабочая программа музыкального руководителя


 

Рабочая программа музыкального руководителя
rabochaya-programma-muz.rukov..pdf

Аннотация к программе
annotaciya-k-rp-muz.ruk.pdf Содержание

№ Наименование раздела Стр.
1. Целевой раздел. 4
1.1 Пояснительная записка 4
1.2 Обязательная часть
Характеристики особенностей развития детей от трех до семи лет 6
. Планируемые результаты освоения программы 6
1.2.2 Часть, формируемая участниками образовательных отношений в музыкально-эстетическом развитии дошкольников 7
а) цели и задачи части, 7
б) принципы и подходы деятельностного метода 7
в) характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста по выбранному направлению 9
1.2.3 Планируемые результаты освоения части ООП, формируемой участниками образовательных отношений (музыкально-эстетическое развитие) 10
П. Содержательный раздел
2.1. Обязательная часть. 12
2.1.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания для детей ДОУ от трех до семи лет.
а)особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Парциальные программы по выбранному направлению.
Парциальные программы, используемые в образовательном процессе ДОУ. 23
б) способы и направления поддержки детской инициативы 24
в) особенности взаимодействия педагогов с музыкальным руководителем 26
2.2 Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Детский кружок театрализованной деятельности «Веселый балаганчик»» в ДОУ (разные виды кукольного театра). 30
Ш Организационный раздел
3..1 Обязательная часть
3.1.1 Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания детей ДОУ .32
3.1.2 Особенности традиционных событий, праздников в ДОУ. 34
Перспективное планирование
3.1.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале 39
3.2 Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.2.1 Методическая литература, позволяющая ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации музыкально-образовательной деятельности с детьми ДОУ 39
4. План взаимодействия с родителями. Перспективное планирование. 41
5. Перспективно-тематическое планирование педагогического процесса ДОУ 45.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; в соответствии с ФГОС ДОУ, а также с использованием комплексной образовательной программы «Мир открытий» (научные руководители :Л. Г. Петерсон, И. А. Лыкова)
и действующими нормативно - правовыми документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Письмом МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Федеральным Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Письмом Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13.01.2014 №08-10 «План действий по обеспечению введения ФГОС»
Письмо Минобрнауки РФ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организации, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО».
Уставом ДОУ, утверждённым распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 22.03.2013 года № 759р;
Локальными актами ДОУ.
Лицензированной образовательной деятельностью (лицензия серия 63ЛО1 регистрационный № 5133 от 22.11.2013, выдана Министерством образования и науки Самарской области);
Государственной аккредитацией, свидетельство регистрационный номер 525-10 от 25 мая 2010 года, выдано Министерством образования и науки Самарской области.
1.2.Характеристики особенностей развития детей от трех до сети лет.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
1. Социально-коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие, речевое развитие.
3. Художественно-эстетическое развитие.
4. Физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего города, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературы, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие пре5дпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения детьми программы осуществляются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО по всем направлениям развития детей.
Целевые ориентиры младшего дошкольного возраста:
1.Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
2. Ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Может вариативно менять свои действия на пути достижения цели.
3. Ребенок проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке отношений с взрослыми (выбор движения, материала, места, партнеров, длительности деятельности и т.п.).
4 Ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
5 В общении ребенка преобладает положительный эмоциональный фон; ребенок не проявляет необоснованной агрессии по отношению к окружающим и себе. В соответствующих ситуациях сопереживает сверстнику, герою литературного произведения, мультфильма.
6 Ребенок стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Может быть ведущим в диалоге с взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и т.п.).
7 Ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
8 Ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
2.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
4.Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
6.Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
7.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений.
1.3 Часть, формируемая участниками образовательных отношений в музыкально-образовательной деятельности дошкольников:
а). Цель и задачи деятельности музыкального руководителя по реализации музыкальной, художественно-эстетической деятельности детей ДОУ.
Цель: приобщение детей к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства.
Задачи:
1.Формировать интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в этом виде деятельности.
2.Развивать музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память; формировать песенный, музыкальный вкус.
3.Развивать детское музыкально-художественное творчество, реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей; удовлетворить потребности в самовыражении.
4.Формировать основы музыкальной культуры.
5.Формировать элементарные представления о видах и жанрах музыкального искусства, средствах выразительности в музыке.
6.Формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
Целевые ориентиры у детей 6-7 лет
1.У ребенка сформирован интерес к музыкально-художественной деятельности; сформированы умения в этом виде деятельности.
2.У ребенка развиты музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, песенный, музыкальный вкус.
3.У ребенка развиты: детское музыкально-художественное творчество, самостоятельная творческая деятельность, потребность в самовыражении.
4.У ребенка сформированы основы музыкальной культуры.
5.У ребенка сформированы элементарные представления о видах и жанрах музыкального искусства, средствах выразительности в музыке.
6.У ребенка сформирована эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
б) Основные принципы и подходы к формированию Программы:
В основе реализации рабочей программы лежит культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:
1.полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2.построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3.содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество ДОУ с семьей;
6.приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9.учет этнокультурной ситуации развития детей.
Кроме того, в Программе учтены все принципы и подходы, изложенные в ООП дошкольного образования, составленной по программе «Мир открытий» и парциальным программам.
Теоретические и концептуальные основы программы
В основе системно-деятельностного подхода лежит представление о том, что развитие всех сторон личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательного процесса согласно данному подходу (А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов (мотивов, целей, действий, способов действий или операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности (деятель).Непрерывная образовательная система Л.Г. Петерсон, положенная в основу Программы, реализует системно-деятельностный подход на основе общей теории деятельности (О.С. Анисимов, Г.П. Щедровицкий и др.). Создание образовательной среды в Программе происходит на основе системы принципов деятельностного обучения:
Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи. Никакая деятельность не навязывается.
Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий Искусство педагога – дети даже не догадываются о том, что чему-то учатся.
В процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.
Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно-образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.
Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.
Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.
Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.
Принятая в Программе методология позволяет придать процессу развития ребенка целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, полноценно проживая каждый возрастной период.
Подходы к формированию программы:
1. Совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей.
2. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
3. Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.).
4. Целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
6. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.).
7. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
8. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
9. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
10 Учет этнокультурной ситуации развития детей.
11. Построение партнерских взаимоотношений с семьей.
12 Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего
В) Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста по музыкально-художественному направлению:
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Дети 4-го года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на веселые и подвижные музыкальные произведения. У детей 3-4 лет только начинают формироваться различные виды музыкальной деятельности. Дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполняют несложные пляски и игровые упражнения.
Движения под музыку доставляют детям большую радость. Однако возрастные особенности строения тела малышей (большая голова, длинное туловище, короткие руки и ноги), а также особенности психических процессов (преобладание возбуждения над торможением, непроизвольность внимания, памяти, незрелая координация и др.) являются причиной того, что их движения еще недостаточно точны и ловки, чувство равновесия плохо развито. Поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений еще невелики и движения носят, как правило, игровой характер.
Дети четвертого года жизни склонны к подражанию, поэтому взрослый должен привлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическими движениями в игровой форме.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Дети 5-го года жизни уже приобретают некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них появляются свои предпочтения в репертуаре, способах самовыражения. Диапазон голоса у четырехлеток невелик – в основном от ре до ля (си) первой октавы. У большинства детей этого возраста все еще есть проблемы в звукопроизношении.
На пятом году жизни начинают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой – у них еще не сформирована координация движений, что проявляется при исполнении многих видов движений. Однако именно в музыкально-ритмических движениях у детей наиболее ярко наблюдается динамика развития: движения становятся более энергичными и выразительными. Дети предпочитают быстрый темп, динамичный ритм, музыку танцевального характера.
Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении по-прежнему вынуждает педагога поддерживать внимание игровыми приемами, подбирать музыку непродолжительного звучания.
Старшая группа (от 5 до 6 лет).
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (памяти, внимания, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.
Ребенок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны.
У детей 6 года жизни долее совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти способности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально. В целом дети 6 года жизни еще требуют очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).
7 год жизни – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – еще более координированными, увеличивается объем внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций
1.2.3 Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования
В соответствии с ФГОС ДО требования к планируемым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливаются в виде целевых ориентиров «на выходе» из раннего и дошкольного возраста, которые должны быть конкретизированы в целевом разделе указанной программы с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Настоящие требования являются ориентирами для:
а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 3 до 7 лет;
в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые ориентиры образовательного процесса по музыкальному воспитанию.

Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
1. Ребенок овладевает культурными способами деятельности: слушает спокойные, бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера.
2.Ребенок эмоционально реагировать на содержание.
3. Учить различать звуки по высоте
4. Различать звучание музыкальных инструментов: колокольчик, фортепиано, металлофон.
5.Проявляет интерес к песням и сказкам, движению под музыку. 1.Ребенок проявляет интерес к прослушиванию музыкальных произведений, понимает характер музыки.
. определяет 1 и 2 –частную форму произведения.
2..Ребенок может рассказать о чем поется в песне, владеет речью.
3. Ребенок различает звуки по высоте, реагирует на динамику
(громко-тихо);
музыкальные инструменты: молоточек, погремушка, бубен, барабан.
4. Ребенок овладевает культурными способами деятельности. 1. Ребенок проявляет интерес к слушанию музыки,
2. Ребенок эмоционально откликается на знакомые мелодии, узнает их, различает динамику, темп музыки, высоту звуков.
3.Ребенок хорошо владеет устной музыкальной речью.
4.Ребенок может контролировать свои движения под музыку, способен к волевым усилиям. 1. Ребенок хорошо владеет музыкальной речью, знает названия песен, танцев, музыкальных произведений.
2. Ребенок ритмично двигается под музыку,
Узнает произведения по фрагменту.
3.Ребенок следует социальным нормам и правилам в музыкальных играх и постановках, контролирует свои движения и управляет ими.
..
II. Содержательный раздел
2.1 Обязательная часть.
2.1.1Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию музыкального и художественно-эстетического развития дошкольников.
В содержание раздела «Музыка» включены основные виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмическое движение, игра на детских музыкальных инструментах.
Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия от музыки, от музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает, интерес к новому. Особенностью программы является ее направленность на высвобождение и развитие у детей первичной креативности через поддержку детского музыкального творчества в различных его формах и видах. Современная педагогическая идея – учить детей через творчество – еще не оценена во всей глубине нашим педагогическим сообществом, хотя подобное обучение стало сейчас общемировой образовательной необходимостью. В основу программы положено творческое музицирование как основная форма взаимодействия детей и педагога в данной образовательной области. На первый план выдвинуты творческие практики, основанные на спонтанной и организованной детской импровизации. При этом импровизированные формы детского музыкального творчества в Программе находятся в балансе с традиционными видами работы с детьми. Главную современную тенденцию в работе музыкального руководителя в детском саду можно определить следующим образом: от разнообразных форм творческой деятельности – к формированию у детей потребности в любительском музицировании и слушании музыки как форма досуга.
Творческое музицирование обеспечивает естественное и всестороннее развития природной музыкальности ребенка и креативное развитие его личности. Оно обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социально-коммуникативного воздействия. Творческое музицирование оказывает мощное влияние на развитие следующих личностных качеств: способность к творчеству и импровизации, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность; усвоение навыков невербального общения; умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи творчески, способность чувствовать себя счастливым и успешным.
Важнейшей особенностью методического подхода к музыкальному развитию является целостный игровой подход: игра и творчество пронизывают музыкальную деятельность детей на всех уровнях. Любой фрагмент занятия и музыкальный репертуар представляются детям как синкретическая интегрированная игра. Общий методический подход можно выразить следующим образом: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат.
Восприятие музыки
Восприятие музыки пронизывает все виды музыкальной деятельности в детском саду, так как является фундаментом музыкального развития в любом возрасте, в том числе и дошкольном. Оно присутствует в музыкально-ритмическом движении, пении, музицировании, музыкальных играх, слушании музыки вне движения и игры. Поэтому от качества музыкального восприятия детей зависит успех музыкального воспитания в целом. Развитие музыкального восприятия - сложный и длительный процесс, который идет естественным путем «от внешнего – к внутреннему», от активного действия – к сворачиванию его во внутренний план. В этой связи развитие музыкального восприятия обусловлено приобретением чувственного опыта детей в музыкальном исполнительстве, и особенно – в музыкально-ритмической деятельности, поскольку моторная, двигательная природа музыки ярче воспринимается и выражается на телесном уровне. «Духовно-телесный» алфавит, накопленный детьми в активной музыкальной деятельности, связанной с движением, речью, игрой на инструментах, помогает им понимать семантику музыки.
Моторное звено восприятия музыки присутствует у любого человека, у дошкольника оно преобладает. Лишь 15-20 секунд дети раннего дошкольного возраста способны воспринимать музыку вне движения или игры. Движение способствует у дошкольников переводу музыкально-слуховых впечатлений в эмоциональное переживание музыки.
Понимание этапов становления музыкального восприятия в дошкольном возрасте и грамотное его развитие являются главными задачами музыкального руководителя детского сада. При этом расширение объема чистого слухового внимания должно пониматься музыкальным руководителем как длительная целенаправленная стратегия от младшей группы до подготовительной. Важно помнить, что «дети на ранних ступенях своего развития не должны изучать классические произведения для того, чтобы они остались в их памяти на всю жизнь. Задача в том, чтобы вообще открыть перед ребенком мир музыкального искусства, основы музыки, возможности музыкального восприятия» (Л.С.Выготский).
Музыкальному руководителю необходимо формировать у детей круг любимых произведений для слушания. Для этого понравившиеся пьесы нужно повторять несколько раз подряд, а потом – по желанию детей, как «любимую музыку». Такой подход формирует потребность слушать музыку и воспитывает настоящую любовь к ней.
Формирование восприятия музыки у детей происходит на основе приобщения детей к миру звуков, развития музыкальных сенсорных способностей и воспитания потребности в слушании музыки.
Задачи развития сенсорных музыкальных способностей.
1.Учить детей различать свойства звуков по высоте, длительности, динамике и тембру;
2.Подводить детей к пониманию выразительных свойств звука, например: :высокие звуки – легкие музыкальные образы (птички, бабочки),низкие звуки – образы «больших» персонажей (медведь, слон, Дед Мороз и др);
3.Формировать у детей основные понятия, связанные со свойствами звуков, и закреплять эти понятия в речи: «высоко- низко», «быстро – медленно», «громко – тихо».
4.Развивать способность различать контрастные тембры различных музыкальных инструментов: бубен, металлофон, пианино и др.);
5.Учить находить по звуку разные инструменты, показывать их на картинке.
Основные задачи развития способности слушать музыку* воспитание интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости на яркие, образные произведения, доступные детям данного возраста.
Восприятие музыки детьми 3-4 лет вне движения и игры возможно лишь в очень ограниченных временных и образных рамках: дети могут слушать музыку, спокойно сидя на стульях, не более 15-20 секунд. Произведения для этого вида деятельности должны быть короткими (1-2 строчки нотного текста), яркими и выразительными («Киска плачет», «Курочка», «Ежик», «Дождик»). Для более точного восприятия музыки педагогу необходимо побуждать детей внимательно к ней прислушиваться. Слушание коротких и образных сюжетных песенок в исполнении педагога является необходимой и доступной формой работы над развитием музыкального восприятия в данном возрасте. Текст, поясняющий смысл выразительных средств, нужен детям на данном этапе становления музыкального восприятия.
Речевое музицирование является очень простой и самой доступной формой, в которой начинает развиваться способность детей к пониманию музыкальной семантики. Детский потешный и игровой фольклор, имена, считалки составляют богатейшую основу для такого музицирования.
Самый простой слой музыкальной семантики, доступный дошкольникам, связан с тембром и высотой звуков. В образных импровизационных играх с детскими инструментами – «гром», «дождик», «ветер», «медведь идет» - дети учатся интуитивно понимать первичный смысл звуков изобразительных и выразительных средств музыки.
Дальнейшее развитие музыкального восприятия у детей 4-5 лет предполагает:
обогащение музыкально-слухового опыта (приобщение к детскому музыкальному фольклору, слушание детских песен, коротких пьес разных жанров; марш, танец, колыбельная и др.).
- развитие способности чувствовать характер и выразительный образ музыкального произведения и выражать его в движении, игре, слове.
Речевое музицирование и импровизированная игра на музыкальных инструментах с новыми образами остаются ведущими формами развития понимания детьми музыкальной семантики: «мячик», «спор», «труба», «барабан», «быстрый ручеек».
Дети постепенно начинают переходить от восприятия музыки в развернутом образном движении – к восприятию той же музыки вне движения и игры. Важнейшим условием формирования му3зыкального восприятия является интуитивное, невербальное понимание музыки. Важна и настройка детей до начала слушания музыки.
У детей 6 года жизни есть предпосылки для развития более тонкого восприятия музыки:
- различение высоты звучания не только в пределах регистров (высокий – средний – низкий), но и различение небольших интервалов (квинта, кварта, терция);
- тонкое восприятие динамики звуков, различение темпов и тембров (постепенное уменьшение контрастности свойств звуков).
В старшем дошкольном возрасте необходимо воспитывать устойчивый интерес к музыке, в этот период происходит формирование музыкального вкуса (музыкальных предпочтений). Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет дает им возможность творчески интерпретировать свое восприятие музыки. В импровизации движений, в выборе и обыгрывании атрибутов, в музицировании и других видах художественно-творческой деятельности
Работа по музыкальному воспитанию детей 7 года жизни достигает своей кульминации: в этот период можно наблюдать эффекты музыкально-творческого развития детей за предшествующий период (дети любят и слышат музыку,, у них сформированы навыки исполнительства во всех видах музыкальной деятельности). Это дает основание для усложнения содержания музыкального воспитания по всем основным направлениям. Восприятие музыки как целостный процесс становится более тонким и осознанным. В этом возрасте можно прейти к специально организованному слушанию музыки ( небольших инструментальных произведений в пределах 40 секунд).
Дети данного возраста должны интуитивно осознавать, что музыка несет в себе содержание и смысл, которые могут быть поняты без слов, если внимательно и сосредоточенно ее слушать.
В организации ведущего вида музыкальной деятельности важно, прежде всего, воспитать у детей потребность в любительском музицировании (музыка как удовольствие, как досуг, как отдых, как средство самовыражения, средство релаксации, средство общения и т.д.).Эта потребность в музицировании должна стать качеством личности на всю жизнь. Для этого педагог создает ситуацию успеха на занятиях и праздниках: подбирает музыку которая нравится детям.
Пение
Пение – чрезвычайно важный раздел работы по музыкально-творческому развитию детей, так как в процессе пения у детей развивается внимание, память, речь (обогащается пассивный и активный словарь, звуковая культура речи). Педагогу важно уделять постоянное внимание охране хрупкого, слабого голоса детей: нельзя петь громко, особенно на улице, нежелательно исполнять песни, не соответствующие диапазону детей.
Пение способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников, они способны чувствовать и передать различный характер и настроение песни. Коллективное (хоровое) пение способствует ранней социализации детей, умение согласовывать свои действия с действиями других.
К пению детей приобщают в организованной образовательной деятельности, а также и в процессе различных режимных моментов (например, пение воспитателя сопровождает детские игры или бытовые режимные моменты – умывание, одевание).
Развитие певческой деятельности проводится в трех вариантах: со всей группой, с подгруппой или индивидуально. В младшем дошкольном возрасте занимаются пением преимущественно всей группой, так как хоровое пение поддерживает голос ребенка, развивает его слуховое внимание, что очень важно для последующего формирования координации между слухом и голосом (основы чистого пения).
К отбору песен предъявляются следующие требования: они должны быть доступными, яркими, образными и должны нравиться детям.
Требования доступности песни для детей.
1.Доступность содержания песни (нужно проанализировать текст, определить слова, которые дети не знают, и объяснить их значение).
2Доступность мелодии песни:
3 соответствие тесситуры (звукового состава мелодии) диапазону голоса детей;
4.доступность интервалов для исполнения детьми;
5..продолжительность музыкальной фразы и ее соответствие объему дыхания.
6.Доступность по темпу исполнения: умеренно быстрый или умеренно медленный темп.
Выбор песенного репертуара – в основном народные песенки и попевки, авторские песенки. Репертуар в целом должен быть разнообразным по жанрам и содержанию, характеру, настроению (песенки плясового характера, песни-марши, колыбельные, песенки о природе, животных, игрушках, сказках, семье, играх и т.д.
В работе по пению с детьми 4го года жизни наблюдаются следующие проблемы:
- дети не умеют протяжно исполнять песню;
- у детей небольшой диапазон голоса;
- плохая дикция, нечеткая артикуляция;
- у детей небольшой словарный запас;
- большинство детей не поют, а подпевают отдельным слогам и словам.
Развитие творчества у детей в пении проявляется в импровизации простейших мотивов.
Основные задачи музыкального развития детей в процессе пения:
- воспитывать любовь и интерес к пению;
1. Охранять детский голос и развивать его естественное звучание (формировать навык звукообразования);
учить петь протяжно, пропевая все слова;
2. Приучать чисто интонировать мелодию несложных песен в пределах их примарных тонов: ми-соль-ля, иногда – ре первой октавы;
3. Развивать слуховое внимание и умение петь слаженно: учить начинать и заканчивать пение вместе, по знаку педагога (кивок головы или дирижерский жест);
4. Обогащать певческий опыт;
5. Развивать музыкальную память: узнавание песенки по мелодии запева или припева;
6. Развивать способность петь эмоционально, в соответствии с характером песни;
7. Побуждать к игровому творчеству с использованием простейших певческих интонаций.
У многих детей 5го года жизни остаются проблемы со звуковой культурой речи. В работе над певческой дикцией педагог формирует навык произношения безударных гласных в конце слов; использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые игры.
Охране детского голоса и развитию его естественного звучания (формирование навыков звукообразования: легкого, ненапряженного звука) уделяется приоритетное внимание. Это сохранение здоровья ребенка, его голоса.
Для охраны детского голоса важен правильный подбор репертуара: народные песенки, упражнения из «Музыкального букваря» Н.Ветлугиной и Е. Тиличеевой. Они важны для развития координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом свое пение.
С детьми 5-6 лет продолжается работа над дальнейшим развитием вокально-хоровых навыков. Совершенствуется певческая дикция.
Физиологические особенности детей 6го года жизни способствуют развитию дыхания (развивается дыхательная мускулатура, увеличивается объем легких). Важно правильно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Продолжительность музыкальной фразы – до 5-6 секунд. Диапазон голоса детей расширяется (до-си первой октавы).
Физическое и психологическое взросление детей 7го года жизни дает возможность организовать работу по пению уже на новом уровне. У детей сформированы элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, удерживая непродолжительную музыкальную фразу на дыхании, правильно артикулируя все звуки, чисто и слаженно передавая мелодию песни. Дети любят петь, могут исполнять свои любимые песни не только на занятиях, но и в других ситуациях.
У детей 7-го года жизни важно продолжать работу над развитием певческого дыхания, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Продолжительность музыкальной фразы – от6 до 8 секунд. Диапазон голоса детей – от до первой октавы и до ре второй октавы.
Правильный выбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей. Игровые вокальные упражнения, артикуляционные упражнения способствуют развитию основных вокально-хоровых навыков, координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом свое пение.
Репертуар для песен разнообразен. Дети старшего дошкольного возраста могут исполнять песни хором, дуэтом, небольшим ансамблем, соло.
К пению детей приобщают в организованной образовательной деятельности, а также и в процессе разных режимных моментов.
Музыкально-ритмическая деятельность.
В процессе развития детей в музыкально-ритмической деятельности реализуются задачи практически всестороннего развития личности.
Начиная с младшего дошкольного возраста формируется основа культуры движения, к которой относятся:
-формирование правильной осанки (пример взрослых, формирование 2Мышечного корсета» с помощью общеразвивающих упражнений, напоминание и мотивация детей к постоянной поддержке красивой осанки);
- формирование навыка пружинности;
формирование прослеживающей функции взгляда – умение и привычка следить взглядом за движениями рук;
Формирование навыка начинать и заканчивать движения вместе со звучанием музыки – по показу взрослого и самостоятельно.
Музыкально-ритмическая деятельность развивает у детей способности передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений: основные, общеразвивающие, имитационные (образно-игровые), танцевальные, элементы художественной гимнастики (упражнения с атрибутами, элементы акробатики).
Важнейшей задачей развития детей в музыкально-ритмической деятельности является формирование навыков ориентировки в пространстве:
- уметь становиться в круг, друг за другом парами и по одному, становиться парами лицом друг к другу и спиной, находить свободное место в зале и др.
Педагог развивает следующие навыки ориентировки в пространстве:
- «на себе» - знать части тела (голова, руки, ноги), выполнять движения правой или левой ногой по показу взрослого в «зеркальном отражении»;
- «от себя» - двигаться вперед и назад, поднимать руки вверх и опускать вниз, по показу взрослого кружиться направо или налево ;
- «от предмета или объекта» - становиться вокруг предмета (елочки, матрешки, обруча и др.), поворачиваться лицом к центру круга, друг за другом по кругу, становиться лицом или спиной к зрителям.
В музыкально-ритмической деятельности происходит развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению и движению под ритмическую музыку;
- формирование умения исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа музыки (индивидуально, а также вместе с педагогом и сверстниками).
Приоритетными задачами развития детей 4-го года жизни являются: воспитание интереса потребности движения под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки по показу взрослого и самостоятельно; обогащение слухового опыта, умение использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
У детей 5-го года жизни движения становятся более грациозными и легкими; у них меняются пропорции тела: удлиняются руки и ноги. Они становятся более быстрыми, способны передавать в движении быстрый темп, быстрее переключаться с одного движения на другое. Однако выполнение сложных по координации движений им еще недоступно.
Дети 5-го года жизни склонны к подражанию, поэтому взрослый должен привлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическими движениями в игровой форме.
У детей 6-го года жизни развивается способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (основные, общеразвивающие, плясовые, имитационные).
Основные движения: ходьба бодрая, спокойная, на носках, топающим шагом, на носках с притопом, вперед и назад спиной, с высоким подниманием колен, ходьба на четвереньках; бег легкий, ритмичный, широкий, с высоким подниманием колен и др.; прыжковые движения – на двух ногах вместе, с продвижением вперед и назад, прямой галоп и боковой галоп, легкие подскоки.
Общеразвивающие движения под музыку: на различные группы мышц и различный способ выполнения движений (плавные, маховые, пружинные).
Имитационные движения: разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие настроение музыки , понятный детям музыкально-игровой образ (принцесса, робот, усталая старушка и т.д.). педагог учит детей передавать разные оттенки настроения – радость, гордость, обиду, страх и др.
Плясовые движения: элементы народных плясок и современных танцев, доступные детям: (топающий шаг, поочередное выставление ноги на носок и на пятку, кружение топающим шагом, «выбрасывание ног», «ковырялочка», «козлик», «распашонка» и т.д.).
Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с разной атрибутикой: лентами, обручами, платками, бубнами и др. При этом развиваются ловкость, точность, координация движений, что способствует выразительности исполнения в целом.
У старших дошкольников педагог стимулирует развитие творческих способностей: поддерживает стремление детей к самостоятельному исполнению движений, к импровизации.
У детей 7-го года жизни происходит «скачок» в развитии движений, что дает возможность осваивать более сложные по координации движения: разнонаправленные, ассиметричные. В этом возрасте дети способны к самостоятельному исполнению танцев с перестроениями, сольному и коллективному исполнению различного музыкально-ритмического репертуара.
Педагог стимулирует развитие музыкально-пластических и творческих способностей детей : поддерживает стремление детей к самостоятельному исполнению движений, и к импровизации
Игра на детских музыкальных инструментах.
Детские музыкальные инструменты не только очень привлекательны для детей, вызывают у них интерес и восторг, но их использование придает процессу музыкального воспитания необыкновенную педагогическую эффектность. Наличие в руках ребенка даже самого простого инструмента , на котором он играет метрический пульс, сразу превращает любого малыша из слушателя в исполнителя. Ребенок будет поглощен в процесс музицирования полностью: надо слушать, подстраиваться, играть вместе со всеми, корректировать исполнение, эмоционально переживать музыку. Все сенсорные, интеллектуальные и психические сферы ребенка работают здесь совместно и поэтому дают высокий результат в его развитии.
Особое место в музицировании должны занять так называемые «телесные инструменты»,которые получили название «звучащие жесты»: притопы, хлопки, шлепки по коленям, щелчки, удары ладонями по грудной косточке. Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное музицирование в любых условиях, при отсутствии каких-либо инструментов.
Использование звучащих жестов вносит элемент движения в освоении детьми ритма. Они – незаменимое средство для развития метроритмического чувства детей. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладает очень высокой эффективностью.
Игра на детских музыкальных инструментах представлена в программе «Мир открытий» как взаимосвязанная работа по трем условно разделенным направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.
Учебное музицирование – обучение с помощью детских музыкальных инструментов простейшим элементам музыкального языка и умению их практически и творчески применить.
Творческое музицирование разообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя.
Концертное музицирование предполагает исполнение детским ансамблем некоторых произведений классической и детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели.
Детей 3-4хлет важно вовлечь в стихию музицирования с использованием музыкальных инструментов, звучащих жестов, импровизированного движения. Инструменты, используемые в младшей группе очень просты: маракасы маленькие, погремушки, шуршащие султанчики, бубенцы, бубны, колокольчики, барабаны. Очень привлекательны для малышей самодельные инструменты. Самое широкое применение на данном этапе должны получить звучащие жесты, которые ничем не заменимы в развитии метроритма у детей. Ритмические упражнения в звучащих жестах должны проводиться только с речевой поддержкой (слоговой, стихотворной или прозаической). Необходимо использовать преимущественно групповые формы работы. Простейших инструментов должно хватать на всех.
Перед педагогом в младшей группе стоит задача первичного развития чувства метра и ритма через использование детских музыкальных инструментов; звучащих жестов во всех формах работы; музицирования с движением (ритмическая декламация потешек со звучащими жестами, инструментами, прохлопывание ритма слов, имен), подражание по показу педагога с речевой поддержкой. Малыши спонтанно будут манипулировать ими, сопровождая игру на них бегом. Прыжками, речевыми проявлениями восторга.
Свободное манипулирование инструментами является первой ступенью элементарной импровизации в форме игр звуками. Дети исслндуют звуковые и исполнительские возможности шумовых инструментов, а также их образное применении: («гром», «дождик»,»ветерок», «сильный ветер», «медведь идет», «зайчик скачет» и др.), подражая педагогу.
На 5-м году жизни педагог подводит детей от свободного непроизвольного манипулирования к более осознанному вниманию и формированию способности детей к коллективным формам инструментального музицирования (детский оркестр).
Начальные навыки игры метрического пульса всей группой на маракасах, деревянных палочках должны быть закреплены и сформированы как устойчивое слуховое представление. Педагог постепенно формирует у детей стабильное чувство метра, умение его играть на разных инструментах и в звучащих жестах в музыке умеренного темпа.
Отдельные короткие ритмы из четвертных и восьмых дети учатся повторять с речевой поддержкой, исполняя их при этом на инструментах или в звучащих жестах. Педагогу необходимо выбирать веселые фольклорные тексты объемом не более 4-х строчек, которые могут на занятии по-разному изменяться, озвучиваться и дополняться движениями.
Звучащие жесты продолжают оставаться главными инструментами , которые должны быть использованы на каждом занятии (ритмическая зарядка, речевое музицирование, сопровождение пения). Дети данного возраста могут не только выполнять задания по показу педагога, но и проявить собственную инициативу, сыграть по-своему.
В работе с детьми могут появиться новые музыкальные инструменты: маленькие треугольники, музыкальные молотки, деревянные коробочки, пальчиковые тарелочки. Приветствуются и самодельные музыкальные инструменты.
В детском оркестре дети данного возраста могут сыграть небольшое произведение 2-х частной формы, повторив его дважды. Разучивание такого номера должно занимать не более 50ти минут на 2-х-3-х занятиях.
Дети 5-6 лет могут:
- устойчиво играть метрический пульс на различных инструментах;
- исполнять в звучащих жестах и на инструментах в режиме «эхо» несложные ритмы с речевой поддержкой;
- свободно участвовать в детском оркестре;
- использовать инструменты в играх, сопровождать и украшать ими пение;
- использовать инструменты в двигательных формах;
- озвучить инструментами небольшую сказку и исполнить ее на празднике.
Именно в этом возрасте у детей просыпается невиданная ранее тяга к музыкальным инструментам. Поэтому в работе музыкального руководителя должно быть выделено специальное время (например, раз в месяц 10 минут) для свободной игры детей с инструментами. Это свободная манипуляция детей с музыкальными инструментами, в конце которой педагог может включить танцевальную музыку и предложить детям потанцевать с музыкальными инструментами.
Исполнение и разучивание пьес для выступления детского оркестра является одной из любимых детьми форм. В процессе этой работы формируются выдержка, внимание, реакция, умение слушать и слышать вступление инструментов. Разучивание партий инструментов должно носить характер «игры в оркестр».
В работу с детьми 6-го года жизни педагог включает звуковысотные инструменты: металлофон, ксилофон, октавный набор колокольчиков.
У детей 7-го года жизни развивается произвольное внимание, поэтому они уже способны слушать словесные объяснения, замечать на слух неточности звучания.
Дети 6-7 лет могут играть импровизированные диалоги на инструментах: (например, «разговор треугольника и металлофона», «разговор звездочки и росинки».
Использование звуковысотных инструментов и в подготовительной группе остается элементарным.
Музыкальный материал для музыкального музицирования в подготовительной группе разнообразен: фольклор народов мира; танцы народов мира; современные детские песни; современная танцевальная музыка и т.д.
Дети 6-7 лет способны играть в оркестре более сложные формы, например, рондо, вариации. Детям доступны в использовании все шумовые инструменты и каждому ребенку должно быть найдено свое место в совместном музицировании.
2.2.4 Связь с другими образовательными областями:
1. Социально-коммуникативное развитие.-формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
2. Познавательное развитие-расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества
3. Речевое развитие.-развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
4. Художественно - эстетическое развитие-развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование
художественных произведений, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества, использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
5.Физическое развитие. развитие физических качеств музыкально- ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
Интеграция содержания раздела «Музыка» с содержанием других образовательных
областей.
Образовательная область
Социально-коммуникативное развитие Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; форм гендерной, семейной, гражданской принадлежности; формирование патриотических чувств; принадлежности к мировому сообществу.
Развитие свободного диалога-общения о музыке с взрослыми и сверстниками.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
Образовательная область
Познавательное развитие
Расширение музыкального кругозора.
Сенсорное развитие детей.
Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества импровизациям.

Образовательная область
Речевое развитие Развитие устной речи в ходе высказываний детьми о своих впечатлениях, о характере музыки после прослушивания музыкальных произведений.
Обогащение словаря детей.
Образовательная область
Художественно-эстетическое развитие Развитие детского творчества.
Приобщение детей к различным видам искусства.
Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных образов.
Закрепление результатов восприятия музыки.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Образовательная область
Физическое развитие Развитие физических качеств детей в ходе музыкально-ритмической деятельности.
Использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов физической деятельности.
Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

Педагогическая диагностика по программе «Мир открытий».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет новые требования и к педагогической диагностике (мониторингу). Эти требования соотносимы с общими требованиями ФГОС ДО к результатам образовательной программы дошкольного образования. . Согласно ФГОС ДО требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, представляющих собой социально-нормативные возрастные характеристики развития ребенка. Они не подлежат непосредственной оценке и не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Основными особенностями системы мониторинга в программе «Мир открытий» являются:
- опора на реальные достижения ребенка, проявляющиеся в его повседневной активности и деятельности в естественной среде;
- комплексный подход к диагностике развития воспитанников, при котором учитываются, с одной стороны, экспертные оценки различных специалистов детского сада, а с другой – данные анкетирования родителей воспитанников;
- соотнесенность программных задач развития детей по всем пяти образовательным областям с системой оценочных параметров;
- наличие четких критериев для оценивания по параметрам, характеризующим важные этапы развития на каждом возрастном этапе;
- учет в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребенка;
- использование электронных средств обработки результатов мониторинговых исследований.
Пособие «Педагогической диагностики» к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» подробно раскрывает процедуру диагностики. Методика оценки музыкального развития в младшей группе.
1. Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее; способен сосредоточиться на 10-15 секунд для восприятия музыки, сидя на стульях.
2 балла – может внимательно слушать музыкальные пьески длинной 2-3 музыкальные строчки.
1 балл – может сосредоточиться на 5-10 секунд при слушании музыки.
0 баллов – не может сосредоточиться для спокойного восприятия музыки.
2. Может исполнять метроритмический пульс в звучащих жестах (хлопки, шлепки, притопы), а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку; любит манипулировать с музыкальными инструментами, умеет сыграть простейшие звукообразовательные импровизации (дождик, гром, ветер).
2 балла – четко передает метр и простые ритмы музыки вместе с педагогом; любит музицировать.
1 балл – передает ритм музыки вместе с педагогом, но иногда сбивается.
0 баллов – не может правильно передать музыкальный ритм по показу педагога, в целом равнодушен к музицированию на музыкальных инструментах.
3. Любит двигаться под музыку и двигаться ритмично в умеренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения: поочередное выставление ног на пятку, притопы, кружение, «пружинки», «фонарики».
2 балла – правильно выполняет музыкальные движения.
1 балл – музыкальные движения выполняются в целом правильно, но с некоторыми ошибками.
0 баллов – не может передать музыкальные движения, ошибается, движениря не соответствуют музыке.
4. Поет естественным голосом, подпевает с удовольствием взрослым.
2 балла – поет вместе со взрослым и самостоятельно.
1 балл – испытывает трудности при самостоятельном пении, но поет хором с детьми или взрослым.
0 баллов – отказывается петь.
Методика оценки музыкального развития в средней группе.
1. Любит петь и поет естественным голосом; может удерживать на дыхании более продолжительную музыкальную фразу. Песни, потешки, соответствующие диапазону голоса (ре-ля первой октавы), может чисто интонировать. Начинает и заканчивает пение вместе с музыкой. Пропевает все слова знакомой песни вместе с взрослым.
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при исполнении задания испытывает трудности, необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание.
2. Владеет следующими видами движений: топающий шаг, ходьба на носках, легкий бег, прямой галоп, кружение топающим шагом, на носочках в парах и по одн