Дидактические игры для малышей
|
Упражнения по развитию ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ. Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается. ЦВЕТНЫЕ КОРОБОЧКИ. Для этой игры нам нужны несколько коробочек, например, из-под духов, фотопленки (в форме цилиндра), конфет “монпансье” (круглая плоская коробочка), спичек, зубочисток и т.п. Необходимое условие – коробки должны быть небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь при этом. Количество коробок зависит от возраста и возможностей малышей – начинаем с 5-7 коробочек, по мере обучения можно увеличить их число до 8-10.Коробочки нужно обклеить бумагой или картоном (очень удобна самоклеящаяся бумага) определенного цвета. Коробки станут красивыми и разноцветными. Перед игрой мы их рассматриваем и точно называем цвет (красная, синяя, желтая …), величину и форму (большая, круглая, высокая…). Затем договариваемся, что (или кто) прячется в коробочках. У нас в них живет и играет в прятки Мышонок из киндер-сюрприза. Игра начинается: дети честно закрывают глазки, а Мышонок прячется в одной из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, я называем признаки заветной коробки. Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет, если мы учим цвета, или форму, или величину, или два признака сразу: “в маленькой красной”. Вариант потруднее – “в синей, но не в маленькой”, “в круглой, но не плоской”. Начиная знакомить малышей с определением места предметов в пространстве, называем расположение коробочки: “слева от большой”, или “между синими коробками”. Коробки можно сложить “башенкой” - в этом случае называем верхнее или нижнее положение, или, например, такой вариант: “выше красной, но ниже синей” и т.д. Условия игры можно усложнять, ориентируясь на опыт и возможности детей в группе. Очень важно предоставить возможность детям самим спрятать предмет и определить признаки коробки, малыши должны научиться “озвучивать” задачу, что очень непросто маленьким партнерам. Коробочки могут помочь и при обучении цифрам или буквам – наклеим их на коробочках, и будем называть еще один признак: “в красной коробке с цифрой три”, например. При обучении порядковому счету: “четвертая коробочка слева”, “вторая от окна”… РЫБАЛКА. Еще одна игра для тех, кто только начинает знакомиться с цветом, сравнивать количества предметов, играть по определенным правилам, чему тоже надо учиться. В большой коробке (очень удобны опустевшие конфетные коробки), обклеенной красивой синей бумагой (можно нарисовать водоросли, раковины), “плавают” рыбки двух цветов – красные и желтые, (их надо вырезать из двустороннего картона). Рыбки должны быть одинаковыми по величине, по 15-20 штук каждого цвета. Чтобы внести в нашу игру “элемент неожиданности” добавляем в наш водоем забавные старые башмаки, вырезанные из бумаги нейтрального, например, коричневого, цвета, 10-12 штук. Нам понадобится игральный кубик собственного изготовления (лучше взять готовый деревянный). На одной его стороне – одна красная точка, на второй – две красных, на третьей – одна желтая, на четвертой – две желтых, на пятой – желтая и красная, а на шестой изображен старый башмак. Учимся бросать кубик и определять, что “ловится”, если на кубике выпадает та или иная сторона: количество и цвет точек должны совпадать с количеством и цветом “пойманных” рыбок или (если повезет, конечно) вынимаем старый башмак. После трех-четырех ходов можно остановиться и подсчитать “улов” у каждого игрока: сколько желтых и красных рыбок, каких больше. В игре не должно быть проигравших, ее цель – развить внимание малыша, научиться считать в пределах десятка, сравнивать количества предметов «СПРЯЧЬ МЫШКУ». Цель.Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий. Материал. Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы, мягкая игрушка – кошка. Рекомендации к проведению. Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит ребенка с правилами игры, затем они играют вместе. Взрослый раскладывает на столе три домика, рядом кладет квадраты-дверцы шести цветов. Для того чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик. Если дверца-квадратик будет другого цвета, отличного от цвета домика, придёт кошка и съест мышку. Когда все дверцы закрыты, приходит кошка – «ловить мышей». Не найдя ни одной не правильно закрытой дверцы кошка уходит. Затем ребенку даются три «мышкиных домика» и шесть квадратов всех цветов, предлагается спрятать мышек, пока кошка спит. Ребенок выбирает квадраты-дверцы тех же цветов, что и «мышкины домики», лежащие перед ним, и закрывает их. (Если ребенок ошибается, взрослый вместе с ним ищет нужную дверцу, чтобы надежно спрятать мышку от кошки.) Затем количество домиков можно увеличить. Примечание: Количество домиков у ребенка варьируется от 3 до 6, Игру можно повторять несколько раз. РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ. Цель.Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом. Материал. Карточка, разделенная на 6 клеток, карточки шести цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового), набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов. Рекомендации к проведению. Взрослый дает ребенку большую карточку, разделенную на 6 цветных квадратов, предлагая представить, что это цветные комнаты, в которых живут различные разноцветные игрушки. Ребенок вместе с взрослым рассматривает разноцветные комнаты, называет, какого они цвета. Далее взрослый дает ребенку коробку с силуэтами игрушек шести цветов спектра, просит рассмотреть их, обращает внимание на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая) и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная рыбка, красный флажок). Затем проводится игра: ребенок раскладывает силуэты игрушек по «комнатам», подбирая их по цвету к каждой комнате (в красную комнату – все красные игрушки, в синюю – все синие и т.д.). Если задание выполнено правильно, на столе появляется многоцветный флажок. При появлении белого флажка ребенок ищет, какие игрушки попали не в свою «комнату». Примечание. Количество игрушек в коробках может меняться в зависимости от степени подготовленности ребенка. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом «комнат». ПОСТРОИМ БАШНЮ. Цель.Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький". Материал. Картинки с изображением зверей: медведя, лисы, мышки; 3 квадрата постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький); у ребенка – по три квадрата (большой, поменьше, самый маленький). Рекомендации к проведению. Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка). Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу – самый большой квадрат, затем – поменьше, затем – самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга. Ребенок и взрослый обсуждают, где удобнее будет жить медведю (внизу), где – лисе (чуть повыше), а где – мышке (на самом верху). После этого ребенок самостоятельно строит такую же башню из квадратов (дом для зверей) используя способ наложения. Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и квадратов. НАКОРМИМ МЫШЕК. Цель. Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2–3 предметными рядами. Материал. Картинка с изображением 6–8 мишек, стоящих по росту, 6–8 мисочек постепенно убывающей величины; у ребенка – 6–8 мисочек убывающей величины. Рекомендации к проведению. Взрослый вместе с ребенком рассматривает мишек, изображенных на картинке, отмечает, что они стоят по росту. Ребенок говорит, какой мишка самый большой, какой поменьше, еще меньше и т.д. Далее взрослый предлагает поиграть, представить, что мишки пришли из леса и хотят есть, каждому мишке надо дать ту мисочку, из которой он привык есть (самому большому мишке – самую большую миску, тому, кто поменьше – самую большую из оставшихся и т.д.). Взрослый сопровождает свой рассказ показом способа выбора мисочек. Затем ребенок самостоятельно раскладывает миски для мишек у себя на столе, подбирая их по величине от самой большой до самой маленькой, соблюдая принцип отбора, – выбирать самую большую из оставшихся. Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством медведей и мисочек, а также с добавлением ложек в соответствии с размером и количеством мисок. ЛОТО «ЦВЕТ И ФОРМА» Цель.Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины). Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами, тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов большей величины. Рекомендации к проведению. В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый достает из коробки по одной фигуре и спрашивает: "У кого такая?" Если ребенок отзывается, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на карте; если не отзывается – фигура откладывается в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все фигуры на картах. Примечание. В начале ребенку даются 1–2 карты лото, но мере освоения игры количество карт у ребенка может увеличиваться. АППЛИКАЦИЯ «ОРНАМЕНТ» Цель.Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета. Материал. Образец орнамента: в центре – зеленый квадрат, по углам – красные круги; у ребенка – лист бумаги меньшего, чем на образце, размера с контурным изображением того же орнамента: квадрат зеленого цвета, красные круги, клей, кисточка, салфетка, клеенка. Рекомендации к проведению. Взрослый вместе с ребенком анализирует образец аппликации: какая фигура и какого цвета наклеена посередине, какие – по углам. Взрослый предлагает ребенку выбрать из лежащих перед ним фигур необходимые и разложить их на листе, после этого сделать аппликацию. Примечание. При повторном проведении занятия ребенку можно дать большее количество материала: 4 красных и 4 зеленых круга, 4 красных и 4 зеленых квадрата, чтобы у него была возможность выбора. АППЛИКАЦИЯ «РАДУГА» Цель.Ознакомление детей с системой цветов, включая голубой цвет. Материал. Картинка с изображением радуги; у ребенка – лист бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов для завершения радуги, клей, кисточка, салфетка, клеенка. Рекомендации к проведению. Ребенок вместе с взрослым рассматривает картинку с изображением радуги, слушает стихи и загадки о радуге. СТИХ О РАДУГЕ: Радуга-дуга,Не давай дождя, Давай солнышка, Колоколнышка. Так бегите же за мною На зеленые луга, Где над синею рекою Встала радуга-дуга. Мы на радугу вскарабкаемся, Поиграем в облаках и оттуда вниз по радуге на салазках, на коньках. К. Чуковский ЗАГАДКИ О РАДУГЕ 1.Разноцветные ворота на лугу построил кто-то, но пройти в них нелегко, те ворота высоко. Постарался мастер тот, взял он красок для ворот, ни одну, ни две, ни три - целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? 2. Через поля, через луга встала нарядная дуга. Взрослый обращает внимание ребенка на последовательность цветов на картинке и говорит, что в таком порядке всегда располагаются цвета в радуге. Далее взрослый дает ребенку лист с незавершенной аппликацией радуги и предлагает разложить, а затем и наклеить полоски в нужной последовательности, так чтобы получилась красивая радуга. ЗАКРОЙ ДВЕРИ В ДОМИКЕ. Цель.Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине. Материал. У ребенка – по 2 вырезанных из картона домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей; по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины – «двери » (соответственно прорезям в домиках); игрушка – лиса. Рекомендации к проведению. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть домики, лежащие перед ним, и поиграть в игру «Закрой двери в домиках». Он рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыты. Когда на охоту выходит лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к каждому из домиков ту дверь, которая плотно закроет дверной проем в доме. Если ребенок узкий проем закроет широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже проема второго домика, и лиса сможет утащить зайца. Игра может повторяться несколько раз. В конце игры ребенок сравнивает ширину дверей путем наложения. Примечание. При повторном проведении игры можно дать ребенку три домика и три дверцы. |
|

Доска объявлений
Последние новости:
- 29.09.23 Вы можете оставить мнение о нашей организации
- 29.09.23 Информируем население об уплате имущественных налогов
- 22.08.23 День Государственного флага
- 14.08.23 Просим вас принять активное участие в голосовании!
- 22.05.23 Уважаемые жители Самарской области и г. о. Самара!
- 28.04.23 Положение о порядке проведения инструктажей по охране труда и пожарной безопасности с работниками и ...
