Размер шрифта: A A A
Фон:
Обычная версия сайта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 303 г.о. Самара

Психологические особенности детей 4-5 лет


 

Детям исполнилось четыре года. Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Взрослый, увидев перевозбуждение ребёнка, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, должен переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться. На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.
Новые формы общения появляются у детей среднего дошкольного возраста со взрослыми. Они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах детей: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Новый вид общения можно охарактеризовать, как внеситутивно - познавательное.
Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые
взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от
принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.
Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Что касается высших психических процессов, то в 4 - 5 лет многие приобретают свое качественное своеобразие.
Мышление ребенка перестает быть наглядно - действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов.
Ребенок может уже устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями.
Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.
К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет.
Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребёнка
появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания.
Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредо¬точенная деятельность в течение 15-20 минут.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начи¬нает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотво¬рение и т. д.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. В связи с развитием мышления, появления возможности устанавливать причинно-следственные связи, в детских ответах появляются сложноподчиненные предложения.
Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. К 5 годам в большинстве своём дети начинают правильно произносить звуки родного языка.
Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных
эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования
предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин.